spassk62.ru
Среда, 24.04.2024, 12:08:11
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная Каталог статейРегистрацияВход
Меню сайта
Категории раздела
Обращение [1]
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » ГЛАС НАРОДА » Обращение

"Спасск никогда не голодал"
На вопросы спассчанина поколения, родившегося перед распадом Советского Союза,
А.С. Соловьева (А.С.) отвечает спассчанин поколения,
родившегося перед Великой Отечественной Войной, В.Д. Бирюков (В.Д.).

А.С. Владимир Дмитриевич, напишите в своём блоге что нибудь про времена своего детства про расказы своих родителей про времена их детства и жизни.

В.Д. Многое уже написано в моём блоге. Но я впервые встречаю молодого человека, который стремится узнать, а что было до него в месте обитания своих предков. До сих пор я знал молодёжь, которая стремится к совсем другим знаниям. Многие сейчас не знают, когда была Великая Отечественная, даже не знают, когда родились их родители. К сожалению, люди ушедших поколений почему-то не стремились передать потомкам свою историю. Я вырос в семье учителей, и, тем не менее, родители не просвещали меня на этот счёт. Думаю, тяжелая им досталась эпоха, такая, что и вспоминать не хочется. Отец, участник двух войн, о них ничего не рассказывал. Сейчас картина та же, но причины другие. Моим детям и внукам, например, всё это просто неинтересно, а это меня просто оскорбляет. Ну и пусть живут, как умеют. Кстати, число просмотров заметок в моём блоге ничтожно мало. Значит, не интересно читать про гужи и тяжи. Кстати, и сам Соловьев тоже молчит. Уже потерял интерес?

А.С. Какая была тогда жизнь?

В.Д. Другая была жизнь. Если сравнивать её с нынешней, то в основном она мне представляется лучшей. Ценности нынешней жизни для меня просто неприемлемы. Качество участников нынешней жизни, и физическое, и моральное, крайне низкое, требуется мощная социальная защита нынешних слабаков, хроников и недоносков. Всё на таблетках, всё в инкубаторах. Кого выпускают в жизнь перинатальные центры? Будут эти люди работать, воевать, творить? А центры реабилитации наркоманов? Да пусть они идут выбранным путём, такие солдаты в моей батарее не нужны. Спартанцы правильно делали.

Да, при мне воевали, да, гибли в сталинских лагеря, от эпизодических голодоморов. А сколько сейчас народу гибнет в утробах матерей, от наркотиков, бандитизма, в авиа и автокатастрофах, пожарах, взрывах обрушениях зданий? Автотранспорт превратился в убийцу. А Москва всё строит очередные ловушки в виде транспортных колец, многоярусных развязок и прочего подобного. Кто стоит в пробках, кто эти люди по социальному положению, почему они днём не на работе, откуда у них деньги палить в пробках дорогой бензин и летать в Шарм-аш-Шейх? Что они ещё умеют делать?

Да, еды было меньше (по ассортименту), щи да каша – пища наша, но она была качественная. Да, жилища были грязноватыми и тесноватыми (далеко не у всех), но они были у всех, они были крепкими, тёплыми, они не обваливались, не взрывались, не горели и не были окружены гигантскими свалками и “лужайками”, сплошь забитыми собачим дерьмом. Кстати, в Спасске собаки были, но они на людей не нападали и лужайки не загаживали. Лужаек было много. В марте на проталинах мы уже играли босиком, хотя снег ещё почти весь лежал. Лужайки на солнце дымились.

А.С. Какими были мелочи той жизни?

В.Д. Экзотических мелочей хоть отбавляй. Вот некоторые.

Я два года ходил в лаптях, весной к ним подвязывались колодки. Лето всё – босиком. В дальних походах (в другую деревню, к примеру) башмаки нёс на плече на палочке, а сам босиком, с целью экономии ресурса обуви.

Спали на печи и на полатях, единственная в избе кровать – хозяйская, в моей семье всё именно так и было.

Освещались лучинами, хотя дед был бригадир тракторной бригады, но керосин (лигроин) не воровал. Такие вот моральные принципы были у людей. Потом в “сельпе” стали продавать керосин, закупали его 20-ти литровыми бутылями. Довезти её до дома в целости – подвиг.

До колхозов были очень развиты отхожие промыслы. Уходили на юг, в казачьи станицы, там строили, гнули дуги и полозья, делали деревянную посуду и прочее подобное. У нас гостя с подарками звали “хопряня”, т.е. человек был на р. Хопре у казаков на заработках.

Да, ещё мелочь: у женщин была распространена процедура, называемая “чесаться”. Приходит одна баба к другой, ложится на лавку, распускает косу, кладёт голову на бедра подруги и начинается поиск насекомых, если они есть, или имитация этого процесса, если их нет. Они, конечно, есть, ведь единственным моющим средством был “щелок” – раствор золы в воде, им же и стирали. Процедура снимает стресс, заодно идет обсуждение сплетен и новостей. Темы очень интересные, я любил слушать.

А.С. Какие были моральные принципы у людей?

В.Д. Тут действовал принцип: живи, а другим не мешай. Хотя между соседями были постоянные трения, в основном, из-за скотинки; куры, овцы, телята не признавали принципа экстерриториальности, бродили где хотели, ели и своё, и чужое. Из-за этого скандалы, загоны и прочее. Бабы любили подглядывать в замочные скважины. Что поделаешь, дамы.

А.С. Какой был ДУХ и сила воли у мужиков села?

В.Д. Дух бып и ещё какой, от портянок, самосада и самогона. Воля тоже была, иначе бы не выжили.

А.С. Какие были трудности ?

В.Д. Все, какие можно представить в деревенской жизни и в натуральном хозяйстве.

А.С. Кто что украл или преступил закон и как он за это был наказан?

В.Д. Наказания воров или нарушителей местных, неписанных, естественно, обычаев и правил деревни были весьма и весьма жестокими. Приведу некоторые. Все термины спасские.

- скотину, которая зашла и “потравила” чужой огород или “покос”, или загоняли к себе во двор без гарантий возврата, или подрезали ей косой сухожилия, или втыкали вилы в бок (отсюда у русских такая поговорка);

- колхозную или общественную собственность охранял т.н. “объезчик”; это всадник с длинным ременным кнутом; при поимке вора он правил и суд, и исполнял наказания; убегать от него бесполезно, догонит – забьет до полусмерти. Обычно это были инвалиды войны.

- среди подростков нарушителей наказывали процедурой под названием “откатать”; она такая: двое берут провинившегося за руки и растягивают, двое других вставляют между ног палку, поднимают её до упора и начинают её энергично вращать. Ощущения истязуемого, полагаю, понятны. С процедуры он уходил враскоряку.

- однажды в лесу поймали дезертира, наш безрукий фронтовик - председатель привязал его длинной верёвкой за связанные руки к седлу своего огромного вороного и повел в Шацк (расстояние вы знаете); периодически жеребца огревал плетью, тот на дыбы, дезертир в пыль и какое-то время волочился по грешной земле. Перед этим дезертира всю ночь “допрашивали” в правлении. Плохо в Спасске быть дезертиром. И вообще, дикие нравы были, но строгие и справедливые. Поражает и другое. Когда с 43-го года по деревне начали просить подаяние пленные немцы, их лагерь был недалеко, то им не отказывали. Правда, они у нас и работали.

А.С. Сколько было детей в деревенских семьях и почему столько (если сравнивать с 2008 годом например)?

В.Д. В моё время детей в семьях было не много, два, максимум три ребёнка и вот почему. Их родители – это в основном солдаты Первой мировой Гражданской войн. Пока они пришли, пока определились, пока построились, обзавелись хозяйством, нашли невест, прошло время и их репродуктивный возраст, естественно, сократился, их хватило на 2-х, 3-х детей. Конечно, невесты этих солдат ждали, но и они ведь тоже старели. А молодайки кто куда: кто замуж, если повезло, кто в город в прислуги, кто завербовались на стройки (спасские – на торфоразработки, благо близко от дома). Раньше мужик должен привести невесту в свой дом, а не в 2-х комнатную родителей, как сейчас.

Кстати, если не секрет, как Вы, А.С., решили этот вопрос? Или ещё не решили, как мой внук, Ваш ровесник? Я, например, не стал строиться в Спасске, а получил образование и повёз невесту заграницу, в двухкомнатную немецкую квартиру. А когда моя дочь привела жениха в мою 3-х комнатную рижскую, я немедля сбежал в Новоржев, в собственный дом и проблема для всех была решена. Сейчас дочь тоже построила собственный дом, но в Риге. Другая дочь вообще решила проблему радикально: нашла жениха с квартирой в Москве.

А.С. Какой был режим(про власть)?

В.Д. Всю власть в Спасске олицетворял в одном лице председатель колхоза, председатель сельсовета только печати ставил. Большое влияние и авторитет имел тогда в деревне директор (директриса) школы. Он не зависел от местной власти, был как бы от федерального центра.

А.С. Что ели с голодухи?

В.Д. Спасск никогда не голодал, ни в войну, ни после неё. Даже вдовы. Это могут подтвердить и Пресновы, и Краснощековы, и Епифановы, и Колесовы. Плохо ели только ленивые, но таких было мало.

А.С. Кто куда ходил за сколько километров в снежную метель или мороз?

В.Д. Моя мать работала в Кермисинской школе, за 7 лет натопалась к и от троих детей. Досталось. Мой брат и сестра учились три года в Каверинской 10-летке (в Ст. Берёзове 7-летка), жили на частной квартире и каждую субботу ходили домой за 16 км домой за продуктами. Сестра, как получила паспорт, сбежала оттуда и завербовалась в ткачихи в Ивановскую область. Погода на маршрутах этих бедолаг, понятное дело, была не заказная, какая есть во весь учебный год.

А.С. Кто и как прошёл 1 и 2 мировую войну?

В.Д. Прадед Дмитрий Иванович Махонин воевал под знаменами Скобелева в русско – турецкую, привёз оттуда турецкие кинжалы и турецкие трубки; дед Бирюков Василий Григорьевич прошел 1-ю Мировую комендором на броненосце “Св. Пантелеймон” (бывш. броненосец “Потёмкин”), кавалер ордена Св. Георгия IV степени (крест сейчас у моей дочери), в Гражданскую воевал с Колчаком; отец прошел финскую и Великую Отечественную от звонка до звонка, демобилизовался командиром артдивизиона.

А.С. Что пили из алкоголя?

В.Д. Свекольный самогон.

А.С. К чему стремился в жизни человек того времени?

В.Д. В Спасске? Стремился жить, растить детей и работать от зари до зари. И никакой политики. Исключение составлял мой дед Василий Григорьевич. За его подвиги в Гражданскую наша уличная фамилия в Спасске была Комисаровы. Даже моя первая учительница Мария Матвеевна иногда величала меня Володя Комиссаров.

А.С. Про личные отношения селян друг к другу.

В.Д. Уже писал.

А.С. Про подлость и предательство тех времён.

В.Д. Поскольку политикой не занимались, то всей этой гадости не было. Так, бытовые и производственные отношения. Богатых и бедных в деревне не было, эксплуататоров и эксплуатируемых тоже, были работящие и ленивые. О комбедах взрослые тоже не говорили, наверное, его не было. Дед, между прочим, так каменного амбара себе и не построил, всё комиссарил. Но глинобитный смастерил, в нём было всегда полно зерна, механизаторы были тогда в почете. Мололи на ручных жерновах. Дома у него тоже были из жердочек и тесные.

А.С. Героические события и т.д.

В.Д. Не было их. Была трудная и интересная жизнь.

А.С. Только напишите про людей имеющих отношение к деревне Спасск и к Шацкому району. Будет очень интересно почитать! Чем больше будет мелочей и деталей тем это будет ещё интересней. Спасибо!

В.Д. Вроде, всё так и сделал, во всяком случае, старался. Спасибо за внимание.

Категория: Обращение | Добавил: ADMIN (28.12.2008)
Просмотров: 1566 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 2
2 Скобарь  
0
Ещё кое-что вспомнил. В деревне очень любили застольное песнопение. В праздники, в гостях после третьей рюмки запевала (обычно это пожилая женщина) заводила старинную песню и по мере готовности к ней присоединялись остальные. Помню песни "Хазбулат удалой" "Из под камушка", "Купец молодой", "Оседлаю я горячего коня" (кстати, на мотив еврейской песни) и другие, надо вспомнить. Вначале пели песни мелодичные, жалостливые, у некоторых певцов даже слёзы капали. По мере поднятия градуса песни становились веселее, разухабистее.
Пели все, даже те, кому медведь на ухо наступил. Ревели так, что на другом конце слышно. Приустав, продолжали застолье. А потом были пляски. Устав плясать, прибасали (пели частушки). Но это от особо одаренных, в основном, женщин. Мужики плясали мало.
А потом потные, разгоряченные "выходили на двор" (спасский термин, означает - выйти по малой нужде).
Вот пели ли на поминках - не помню.

1 Скобарь  
0
У меня вышла небольшая описка. Вместо слова "чесаться" следует читать "искаться". Впрочем, смысл один и тот же.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Официальный сайт деревни Спасск Шацкого района Рязанской области
Друзья сайта
  • Кулинарные рецепты
  • Южно-Уральская Ассоциация генеалогов-любителей
    На пятилетие сайта
    ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку
    Кошелёк 41001249182605
    ICQ288299948
    Rambler's Top100
    Copyright MyCorp © 2024
    Хостинг от uCoz